INNOVATIVE APPROACH TO EDUCATION AND UPBRINGING OF YOUNG PEOPLE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Stat'ya posvyaschena aktual'noy teme i raskryvaet odin iz podhodov v obrazovatel'noy, vospitatel'noy i kadrovoy politike. Podrobno raskryty dva osnovnyh napravleniya po realizacii innovacionnogo v sisteme vospitaniya i professional'nogo obrazovaniya. V ra-bote privedena professiogramma nuzhnyh obschestvu specialistov i raskryty faktory, spo-sobstvuyuschie vospitaniyu i obucheniyu molodyh specialistov. Sdelan vyvod o tom, chto innovacionnyy podhod k vospitaniyu i obrazovaniyu, pozvolit gotovit' specialistov dlya re-sheniya postavlennyh zadach i polucheniya konechnyh rezul'tatov. V kompetentnostnom podhode otsutstvuet tehnologiya translyacii znaniy. V stat'e dany konkretnye prakticheskie reko-mendacii o tom, kak osuschestvlyat' kontrol' znaniy, a prepodavatelyam neobhodimo vklyu-chat'sya v prakticheskuyu rabotu na proizvodstve.

Keywords:
innovacionnyy podhod, obrazovanie, motivy lichnosti, kompetenciya, lichnostnye kachestva, vospitanie, obschestvo, obuchaemost', kreativnost'.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Реализовать стратегию социально-экономического развития России можно, зная, как надо решать задачи профессионального обучения и развития общества. Для этого нам надо разработать государственную программу образовательной и кадровой политики.
Необходимо получить от заказчика точное число специалистов. После этого надо сформировать вопросы и поставить задачу вузам о подготовке необходимого количества специалистов по конкретной специализации. После этого необходимо определить вузы и ка-федры, в которых будут обучаться студенты, создать всеобщую информационную базу дан-ных о состоянии спроса на специалистов и предложения от вузов о подготовке специалистов. [8, с. 90]. Решения необходимо принимать оперативно в режиме реального времени. В нашей стране существует два основных методологических направления по реализации компетент-ностного подхода в системе профессионального образования и профессиональной деятель-ности.
Что же такое компетенция? Это основная характеристика личности. Ее обладатель способен добиться отличных показателей в работе. Такая личность обладает необходимыми навыками, знаниями, лидерскими и организаторскими качествами, умеет ставить кратко-срочные и долгосрочные цели.
К компетенции относятся: мотивы личности, особенности ее характера, самооценка, социальный статус, социальная роль в жизни и на производстве, знания и умения, которые человек использует в обучении и работе. Все это сводится к тому, как в конечном результате личность решает производственные задачи, ведь главное не обладать всеми перечисленными качествами, а правильно их использовать в решении задач и достижении поставленной цели. Нам в конечном итоге надо знать, насколько грамотно и четко исполнители проявляют себя, свои черты характера и свои способности при решении задач. [6, с. 43].
В рамках этого подхода нам необходимо выстроить связи и соответствие между ха-рактеристиками компетентности, поставленными задачами и функциями специалиста.
В данном подходе компетентность определяется, как способность личности действо-вать в соответствии с нормами и стандартами организации работ в Компании.
В основу всего в этом подходе положена деятельность. Компетенция работника рас-сматривается с позиции стандарта. В стандарте прописан минимум задач, которые должен решить сотрудник. В этом случае компетенция – это готовность действовать в соответствии со стандартами, нормами и правилами, принятыми и утвержденными в компании [2, с. 42].
Компетенция в данном подходе включает в себя знания, умения и навыки. Специали-сту при таком подходе следует выполнять точно и в срок поставленные задачи согласно рег-ламентам и стандартам.
В отечественной литературе описаны методы определения требований, оценки и раз-вития персонала. В каждой организации существуют должностные инструкции, специфика-ция рабочего места специалиста. Это позволяет оптимизировать профессиональный труд ра-боткам, повысить эффективность и конкурентоспособность в целом.
Эти два метода схожи, но имеют и некоторые отличия:
1. Метод компетенций направлен на изучение профессиональных качеств лич-ности работника.
Профессиография изучает требования профессии к качествам, способностям и возможностям работника.
Можем сделать вывод, что отсутствует взаимосвязь между наборами требований к персоналу компании и особенностями организационной культуры предприятия, ее целями, миссией, ценностями, традициями и ее текущим развитием.
2. Метод компетенций определяет профессиональные качества личности. Наши методы изучают еще и другие стороны профессиональной деятельности: со-циальные, социально-психологические, социально-экономические.
Как же внедрять и применять компетентностный подход в профессиональном образовании? В профессиональной образовательной практике Германии используется понятие «ключевая квалификация». Что оно собой представляет? Рассматриваются важные профессиональные качества и персонализированные типы личностного поведения для широкого спектра про-фессий, и это позволяет работникам адаптироваться к любым изменениям и новациям в про-изводстве.
Можно выделить основные группы квалификаций:
 Психомоторные умения: скорость реакции на ситуацию, моторные навыки, способ-ность и умение концентрации на события.
 Производственные навыки: умения и навыки при обслуживании агрегатов и механиз-мов, знание технологических процессов производства, умения работать с технической документацией при проведении регламентных работ, знание правил техники безопас-ности на рабочем месте.
 Личностные качества: ответственность за порученное дело, уверенность в своих дей-ствиях, самостоятельность при принятии решений.
 Самообучение: совершенствование своих знаний, обучаемость, креативность в приня-тии решений, способность и умение решать любой сложности задачи, готовность к
обучению новой специальности и освоению современных технологий на производст-ве.
В то же время сотрудник компании должен иметь и основные навыки после окончания учеб-ного заведения. К ним можно отнести: личностные качества работника, его способности, знания и умения. Они являются социальными качествами для всех профессий и специально-стей [7, с. 32].
Постараемся выделить основные, универсальные навыки. К ним относятся:
 Коммуникативные: взаимоотношения с другими людьми, умение управлять своими действиями и поступками.
 Социальная позиция: социальная активность, умение и готовность к социальному со-трудничеству, система индивидуальных ценностей и потребностей.
 Лидерские навыки: умение работать в автономном режиме, умение повести людей за собой, умение ставить цели и задачи.
 Навыки трудовой занятости: умение найти работу, составить резюме и пройти собе-седование.
Происходящие во всем мире и России инновационные изменения в образовании направлены на решение проблемы социализации человека и его адаптации к новым условиям жизни и деятельности. В нашем случае наиболее приемлемым является компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход отражает все особенности и изменения в политике, экономике, науке, социальной жизни общества [1, с. 9]. Нашему обществу нужны инноваци-онно мыслящие, образованные, здоровые и мобильные молодые кадры. Это обусловлено следующими факторами: организационными, экономическими, психологическими и психо-лого-педагогическими.
1. Организационный фактор: внедрение компетентностного подхода способствует при-близить интеграционный и глобальные проблемы в мировой экономике. Соответству-ет актуальным запросам инновационных технологий на производстве [3, с. 310].
2. Психологический фактор позволяет:
- сформировать готовность специалиста к плодотворной деятельности;
- повысить уровень адаптации специалиста к любому виду производства, снять стресс и напряженность при освоении новой профессии.
3. Психолого-педагогический фактор позволяет:
- систематизировать и гармонизировать содержание учебных дисциплин с требованиями реального производства;
- создать практико-ориентированную систему подачи и получения знаний студентами;
Компетентностный подход к образованию позволит готовить специалиста для решения конкретной задачи и получения конечного результата. Специалист сможет решать жиз-ненные проблемы, выполнять ключевые функции, исполнять разные социальные роли при выполнении своих обязанностей. [5, с. 35]. При компетентностном подходе отсутст-вует технология трансляции знаний, а реализуются активные образовательные техноло-гии. Компетентностно-ориентированное образование направлено на формирование уме-ний и навыков:
- ускоренное освоение инновационных технологий, техники и ее применение в своей дея-тельности;
- межличностной и социальной коммуникации;
- исполнение разнообразных социальных ролей в соответствии с ситуацией;
- социального самоопределения;
- постоянного самосовершенствования и самообразования.
Основная цель компетентностного образования является обучаемость, самоидентифика-ция, социализация и креативность мышления. Компетентностный подход позволяет отойти от трансляции знаний и перейти к инновационным технологиям подачи материа-ла. Студенты начинают креативно мыслить, и их обучение носит проблемно-исследовательский характер. [4, с. 23]. При разработке планов и программ подготовки студентов учебных заведений нам необходимо мыслить стратегически и отражать сле-дующие моменты:
 Стратегическую цель программы.
 Практико-ориентированные задачи программы.
 Креативные структуры и инновационное содержание учебного плана.
К технологиям компетентностного подхода отнесем следующее:
 Социально-ориентированные методы обучения.
 Решение практико-ориентированных задач.
 Методы проектов.
 Организационно-деятельностные игры.
 Моделирование технологических процессов.
 Социально-психологические дискуссии.
 Проведение круглых столов с участием руководителей организаций.
Контроль за уровнем освоения знаний можно осуществлять с помощью подготовки отчетов о проделанной работе; рейтинги среди студентов; подготовка и защита групповых проектов по конкретным задачам на реальном производстве. Итоговая оценка за обучение выставляется за конкретное решение задач на реальном производстве и возможности применения полу-
ченных результатов в производственной практике. Это позволит выпускнику учебного заве-дения сразу же включиться в практическую работу организации. Преподавательскому соста-ву необходимо тоже включаться в практическую работу на производстве, воспитывать сту-дентов и прививать любовь к избранной профессии. Это поможет сократить разрыв между теорией и практикой и воспитать профессионалов, болеющих за свое дело и свою родную страну.

References

1. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Innovacionnye metody issledovaniya nacional'noy bezopasnosti // Kazanskiy social'no-gumanitarnyy vestnik. 2012. № 3-4 (6). S. 9-10.

2. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Ekonomicheskaya i social'no - psihologicheskaya bezopas-nost' regionov rossiyskoy federacii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost'. 2014. № 8. S. 40-44.

3. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Prinyatie resheniy po upravleniyu organizaciey v peri-od krizisa: Social'no-psihologicheskie aspekty // Audit i finansovyy analiz. 2015. № 4. S. 308 -311.

4. Kiseleva I. A., Simonovich N. E Rol' motivacii v effektivnyh kompaniyah // Nacional'-nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015. № 21. S. 16 -24.

5. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Innovacionnye metody prinyatiya resheniy v usloviyah riskov: psihologicheskie aspekty //Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2016. № 2. S. 35.

6. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Konkurentosposobnost' predpriyatiya v usloviyah globa-lizacii obschestva: vliyanie korporativnoy kul'tury // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 11. S. 39-44.

7. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Ekonomicheskaya i social'no - psihologicheskaya bezopas-nost' predpriyatiya // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 5. S. 30 -34.

8. Yachmeneva N. P., Simonovich N. E. K probleme ispravleniya i resocializacii nesovershennoletnih osuzhdennyh // Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2016. № 2 (4). S. 82 - 92.

Login or Create
* Forgot password?